Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Конспект урока чтения в 6 классе "Е.Пермяк. "Тайна цены"

Категория: Uncategorised Опубликовано: 09.10.2018 Автор: Super User

МКОУ «Ижморская общеобразовательная школа-интернат

психолого-педагогической поддержки»

 

 

 

 

 

 

 

Тайна цены

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ

6 КЛАСС

  

 

                                                                                          

                     УЧИТЕЛЬ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

                               Е.С. ПРОКОПЬЕВА

 

  

 

 

 

2017 г

 

 

 

Цель:

Создание условий для знакомства с творчеством Е. Пермяка, понимания учащимися основной мысли сказки «Тайна цены», раскрытия ценностей труда, по которым живут герои сказки.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Формировать у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка.

- Отрабатывать умения анализировать текст, выделять главную мысль и героев литературного произведения, делать выводы.

- Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «ценность труда».

Коррекционно-развивающие:

- Расширять объем эмоционально-оценочной лексики.

- Развивать и корректировать восприятие текста учащимися.

- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

Коррекционно-воспитательные:

- Формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка.

- Воспитывать уважительное отношение к труду, людям труда.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Встали дружно. Повернулись

И друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения!

  1. Проверка домашнего задания.

Домашним заданием к этому уроку (после работы над текстом Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи» ) было ответить на вопрос:

«Какие качества нужны человеку, чтобы у него хорошо получалось любое дело?»

- Ответы учащихся (терпение, старательность, трудолюбие, готовность обучаться и т.п.).

  1. Переход к теме урока.

Все ответы на вопрос домашнего задания можно связать с русской поговоркой, которая написана на доске:

Умение работать дороже золота.

А как связана эта поговорка с темой нашего урока мы сможем ответить в конце нашего занятия.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с писателем Е. Пермяком, который всю свою жизнь и все свое творчество посвятил секретам мастерства. А также прочитаем его сказку. Сказки этого писателя максимально приближены к жизни, в них нет волшебных предметов и чудес, но они всегда интересны читателям.Внимание на экран.

(Комментируют презентацию подготовленные учащиеся)

  1. Просмотр презентации «Евгений Пермяк».

2 слайд.

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.

3 слайд.

Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.

4 слайд.

В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение.

Виссов освоил пять ремесел:

столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное.

5 слайд.

В Воткинске молодой человек взялся за перо. Его первые заметки и стихи были подписаны псевдонимом “Мастер Непряхин".

6 слайд.

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны.

7 слайд.

Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

8 слайд.

Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он создал особый тип «познавательной сказки». Достаточно прочитать одни названия сказок, чтобы понять, о чём хочет рассказать он своим читателям: «Как Огонь Воду замуж взял», «Как самовар запрягли», «Кто мелет муку», «Быль-небыль про Железную гору», «Притча про сталь и чугун», «Сказка о большом колоколе», «Болтливая молния»...

9 слайд.

В сказках Евгения Андреевича самые, казалось бы, обычные и привычные вещи приобретали сказочный, волшебный образ. И становилось понятным, что делает чудом огонь, воду, кусок руды, простой камень... Это чудо — человеческий труд.

10 слайд.

Герои сказок Пермяка не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд — вечно новая «волшебная сила», которая всегда остается современной. Только трудом добывается счастье, только в труде — могущество человека, источник его жизни.

11 слайд.

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы учится отвечать ребёнок, если читает литературные сказки Евгения Пермяка. Короткие истории о непослушных и любознательных девочках и мальчиках звучат очень современно и поучительно.

12 слайд.

Евгений Андреевич Пермяк умер в 1982 году. Велик и поучителен итог его 80-летней жизни. Его книги широко известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира, они переведены на многие языки.

  1. Вопросы по содержанию презентации.

 

- Где родился писатель?

- Пермяк – это настоящая фамилия писателя?(псевдоним. Виссов)

- Какие ремесла освоил писатель, когда учился в гимназии?(столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное)

- На каком факультете обучался писатель в Пермском университете?(педагогическом)

- Какой теме посвящены почти все сказки писателя?

- В чем особенность его сказок? (герои сказок Е. Пермяка не ищут помощи у волшебных сил, а творят чудо с помощью знаний, трудолюбия, мастерства).

7. Первичное чтение сказки учителем.

Учитель:

- Сейчас я вам прочитаю сказку Е. Пермяка «Тайна цены», а вы внимательно ее послушаете. Чтобы лучше понять эту сказку, мы предварительно разберем некоторые слова, которые могут быть непонятными.

А) Словарная работа.

Объяснение слов: дотошный, картуз, дюжина, смекать, берёста, туесок.

(слова на карточках на доске)

ДОТОШНЫЙ - пытливый, стремящийся разобраться во всем до мелочей.

КАРТУЗ – мужской головной убор с жёстким козырьком, неформенная фуражка.

ДЮЖИНА – в счёте предметов двенадцать штук.

СМЕКАТЬ – понимать, соображать, догадываться о чем-нибудь.

БЕРЁСТА – верхний слой березовой коры.

ТУЕСОК – небольшой берестяной короб с крышкой для хранения пищевых продуктов.

Б) Чтение текста.

8. ФИЗМИНУТКА

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. («Полетели» как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Опустились руки вниз

И на место все садись.

9. Беседа по первичному впечатлению и пониманию сказки.

- Кто герои этой сказки и как их зовут?

- Чем занимались герои и для чего они это делали?

- Какую тайну искал мальчик в сказке?

- С кем мальчик познакомился в поисках тайной силы?

         -   Расположите картинки на доске в порядке происходящего в сказке

           действия.

10. Отработка навыков чтения  через работу над текстом.

- Найдите в тексте и прочитайте, как каждый из мастеров создавал цену вещам (выборочное чтение).

- Открыл ли тайну цены герой сказки и в чем корень всех ценностей?

- Подтвердите свой ответ текстом. (стр.76).

- Автор назвал это произведение сказкой. Как вы думаете, можно ли его назвать и былью? Почему?

11. Прочитайте пословицы о труде и скажите, каким показывают пословицы трудолюбивого человека?

Где труд, там и счастье. (Счастливым человеком)

Землю красит солнце, а человека — труд. (Красивым)

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. (Здоровым)

Дело мастера боится. (Мастеровитым)

- Мы прочитали рассказ, проанализировали пословицы, смогли ли вы убедиться, что труд очень важен для человека?

  1. Итоги урока.

- О каком писателе мы сегодня узнали на уроке?

- С какой сказкой познакомились?

- О чём эта сказка?

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

- Выберите главную мысль сказки «Тайна цены»

1. Человек должен уважать старших.

2. Очень важно быть скромным.

3. Чтобы что-то получить, нужно трудиться.

Относится ли поговорка «Умение работать дороже золота», озвученная в начале урока, к данной сказке? Почему?

 

Оценка деятельности учащихся.

 

Домашнее задание.

Чтение сказки, составление плана.

 

 

Материалы для проведения урока >>

Просмотров: 6399