Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка_6

Категория: Uncategorised Опубликовано: 27.01.2017 Автор: Super User
Межличностные отношения у подростков-воспитанников детских домов и школ-интернатов.

МКС(К)ОУ «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Межличностные отношения

у подростков-воспитанников детских домов и школ-интернатов.

доклад

Автор:  Н. Ю. Горбенко,

воспитатель

с. Ижморка, 2015 г.

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Большую часть своего времени подросток проводит в интернате, общаясь со сверстниками. Содержанием межличностных отношений будет общение, которое имеет большую воспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит восприятие окружающего мира. Подросток стремится занять определённое место в группе сверстников. Ярко выражено это, прежде всего, среди сверстников во внеучебной деятельности, где происходит обмен мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями. Главной их потребностью становится: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга». То есть они стремятся к общению. Одиночество для них невыносимо, оно или тяжело переживется или влияет на дальнейшее формирование личности, таких качеств как замкнутость, стеснительность, отрешённость. Такому человеку тяжело самоутвердиться и найти своё место в обществе. Поэтому очень важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. И наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

В 3 группе (4, 5 классы) нет ярко-выраженного положительного лидера, что является ещё одним осложняющим фактором. Ведь равнение на положительного лидера – важный момент в создании благоприятных взаимоотношений в группе. Однако, по характеру взаимоотношений дети в целом неагрессивны, дружелюбно настроены по отношению друг к другу, организуют коллективные игры на прогулке, проявляют взаимоуважение, всегда стремятся помочь друг другу, прислушиваются к мнению взрослых.  

Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.

Контакты со взрослыми и со сверстниками в школе-интернате у детей  выражены гораздо слабее, чем у их ровесников из семьи, они малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и указаниям. В основе отставания лежит отсутствие эмпатии, т.е. сочувствия, сопереживания, умения и потребности разделить свои чувства с другим человеком. Дети-сироты не способны конструктивно решить конфликт, они проявляют агрессивность, стремление обвинить окружающих.

Особое внимание я уделяю обучению детей правильному стилю общения. Конечно, такое обучение проходит ежечасно в естественной обстановке жизни группы воспитанников интернатных учреждений, но при этом необходимо формировать и специальные приемы и навыки общения. Делать это можно с помощью игр, занятий. Например, обучение навыкам поведения в конфликтной ситуации можно осуществлять, разыгрывая в группе воспитанников различные жизненные  ситуации. (Каковы будут действия каждого участника?) Или можно предложить проиграть какую-либо бытовую конфликтную ситуацию (например, ссору по поводу того, кто займет наиболее удобное место в спальне; предложить найти наиболее простой выход из возникшего конфликта.) Важно не только проигрывать разнообразные ситуации, но и обсуждать поведение каждого из участников – выяснять, что было правильно и неправильно в его действиях. Полезно обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не только с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали принять точку зрения другого.

Основой формирования межличностных отношений являются самосознание и самооценка человека, которые также имеют негативные отличия у воспитанников интернатных учреждений. Заниженная самооценка, отсутствие чувства уверенности в себе, недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах в образе Я, неразвитость сферы чувств – все это ведет к проблемам взаимоотношения и взаимопонимания ребенка, воспитывающегося в интернате, со взрослыми и сверстниками. Дети, воспитывающиеся в детских домах, часто проявляют агрессивность в общении, неумение конструктивно разрешить конфликт, нежелание проявить сочувствие и самим поделиться своими переживаниями

Таким образом, только благоприятная для полноценного развития детей обстановка интернатного учреждения, правильное построение взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками детских домов, эмоциональная отзывчивость педагога, его умение увидеть в ребенке личность способствуют успешной социализации детей-сирот, формированию их образа Я.

Просмотров: 4193