МКС(К)ОУ «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Согласованно: Утверждаю: Зам. директора по ВР Директор школы: ___________ И.Ф. Хусаинова ___________ Л. Б. Писаренко «____»________2014 г. «____»________2014 г.
Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной сферы «Хочу все знать!»
Автор - разработчик : Воротникова М.Н.
2015
Пояснительная записка
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками. Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности. Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Актуальность
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.
Основная цель реализации программы: коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.
Основные задачи реализации программы: • психологическое изучение готовности ребенка к школе; • создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе; • развитие интеллектуальных способностей (мышление); • развитие памяти, внимания, воображения; • развитие познавательной активности; • развитие мелкой и крупной моторики; • сформировать внутреннюю позицию школьника; • создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.
Предполагаемый положительный результат: У воспитанника прошедшего курс занятий по данной программе: • увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; • совершенствуется фонематический слух; • развитие произвольного и непроизвольного внимания; • развитие мышления.
Критерии оценки эффективности: • снижение уровня тревожности и психической защиты первоклассников; • эмоциональное благополучие ребенка в классе; • развитие коммуникативных навыков.
Основные методы: игры, упражнения.
Продолжительность занятия: 30 - 35 мин.
Проведение занятий: 1 раз в неделю.
Ход работы: 1. Ритуал приветствия 2. Игры и упражнения 3. Ритуал прощания
Тематическое планирование
№ Занятия Задачи урока Содержание занятий Занятие 1. – развитие точно и правильно называть предметы; – развитие умения копировать образец; – развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). Ритуал приветствия. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Назови предметы». Задание 2. «Раскрась правильно». Упражнение: « Четыре стихии». Задание 3. «Развитие мелкой моторики». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 2. – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия; – развитие умения копировать образец; – развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений; – развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Домик». Задание 2. «Разрезные картинки». Упражнение «Кто летает?». Задание 3. «Корректурная проба». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 3. – развитие переключаемости произвольного внимания; – развитие продуктивности и устойчивости внимания; – развитие объема внимания; – развитие слуховых ощущений. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики. Основная часть: Задание 1. «Треугольники». Задание 2. «Найди и вычеркни». Упражнение: «Назови и проверь постукиванием». Задание 3. «Кто точнее нарисует?». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 4. – развитие концентрации и устойчивости внимания; – развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения». Основная часть: Задание 1. «Выполни по образцу». Игра «Маленький жук». Задание 2. «Раскрась правильно». Задание 3. «правый» и «левый». Игра «Водители». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 5. – развитие произвольного внимания; – развитие зрительных ощущений. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений». Основная часть: Задание 1. «Выполни команду». Задание 2. «Какого цвета». Задание 3. «Цветные полоски». Задание 4. «Раскрась правильно». Задание 5. «Соблюдай правило». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 6. – развитие фонетико-фонематического восприятия; – развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце); – развитие понятийного мышления. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки». Основная часть: Задание 1. «Найди ошибку». Задание 2. «Определи фигуру». Задание 3. «Копирование точек». Задание 4. «Геометрические фигуры». Задание 5. «Конкретизация понятий». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 7. – развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого); – развитие внимания. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия». Основная часть: Задание 1. «Графический диктант». Психогимнастика «Ручеек». Задание 2. «Пять предметов». Задание 3. «Ежи». Упражнение: « Четыре стихии». Задание 4. «Телеграфисты». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 8. – развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие; – развитие восприятия; – развитие умения стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; – развития понятийного мышления. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия». Основная часть: Задание 1. «Сосчитай правильно». Задание 2. «Продавец и покупатель». Упражнение «Будь внимателен!». Задание 3. «Смысловой ряд». Задание 4. «2 слова». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 9. – развитие устойчивости внимания, зрительное восприятие; – развитие слухового внимания; – развитие переключения внимания; – развитие логического мышления; – развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнение: « Четыре стихии». Основная часть: Задание 1. «Не пропусти слог». Задание 2. «Телеграфисты». Задание 3. «Не пропусти растение». Задание 4. «Продолжи узор». Задание 5. «Поиск закономерностей». Игра «Маленький жук». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 10. – развитие моторно-слуховой памяти; – определить уровень развития свойств внимания; – определить степень волевых усилий; – определить наличие саморегуляции и самоконтроля. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик». Основная часть: Задание 1. «Запомни свою позу». Задание 2. «Лабиринт». Упражнение «Пусть всегда будет…». Задание 3. «Найди одинаковые». Задание 4. «Запомни сочетание фигур». Упражнение на дыхание «Моем стекла». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 11. – развитие таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение; Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!». Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги». Основная часть: Задание 1. «Сделай так же». Задание 2. «Сосчитай». Упражнение «Пальчиковая гимнастика». Задание 3. «Графический диктант». Задание 4. «Выполни команду». Упражнение на дыхание «Листочек падает». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 12. – развитие произвольного внимания; – развитие слуховой памяти; – развитие наглядно-образного мышления. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!». «Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности). Основная часть: Задание 1. «Повтори за мной». Задание 2. «Подсчитай правильно». Задание 3. «Повтори цифры». Разминка «Покажи чувства руками». Задание 4. «Найди путь. Задание 5. «Не пропусти цифру». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 13. – развитие произвольного внимания; – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия; – развитие переключения и распределения внимания; – развитие зрительно-двигательных координаций. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Сова». Основная часть: Задание 1. «Съедобное – несъедобное». Задание 2. «Корректурная проба». Задание 3. «Что получилось?». Задание 4. «Запомни и найди». Задание 5. «Штриховка». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания. Занятие 14. – развитие зрительных ощущений и образного мышления; – развитие умения анализировать и сравнивать образец; – развитие понятийного мышления; – развитие произвольного внимания. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!». Упражнение мозговой гимнастики «Сова». Основная часть: Задание 1. «Цветная сказка». Задание 2. «Найди одинаковые». Задание 3. «Подбери картинки. Упражнение «Красавица и чудовище». Задание 4. «Стук – стук». Задание 5. «Знакомая буква». Упражнение: «Цветок настроения». Итоги занятия. Ритуал прощания.
Список литературы:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с. 2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание). 3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с. 4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с. 5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с. 6. Шевердина Н.А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с. 7. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.
|