Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка_9

Категория: Uncategorised Опубликовано: 27.01.2017 Автор: Super User
Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной сферы «Хочу все знать!»

МКС(К)ОУ «Ижморская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


Согласованно:                                                                                                                      Утверждаю:
Зам. директора по ВР                                                                                                           Директор школы:
___________ И.Ф. Хусаинова                                                                                                 ___________ Л. Б. Писаренко
«____»________2014 г.                                                                                                          «____»________2014 г.

Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
по развитию познавательной сферы
«Хочу все знать!»

Автор - разработчик :
Воротникова М.Н.


2015


Пояснительная записка

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе.
Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.
Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Актуальность

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Основная цель реализации программы:
коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.

Основные задачи реализации программы:
• психологическое изучение готовности ребенка к школе;
• создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;
• развитие интеллектуальных способностей (мышление);
• развитие памяти, внимания, воображения;
• развитие познавательной активности;
• развитие мелкой и крупной моторики;
• сформировать внутреннюю позицию школьника;
• создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.

Предполагаемый положительный результат:
У воспитанника прошедшего курс занятий по данной программе:
• увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
• совершенствуется фонематический слух;
• развитие произвольного и непроизвольного внимания;
• развитие мышления.

Критерии оценки эффективности:
• снижение уровня тревожности и психической защиты первоклассников;
• эмоциональное благополучие ребенка в классе;
• развитие коммуникативных навыков.

Основные методы:
игры, упражнения.

Продолжительность занятия:
30 - 35 мин.

Проведение занятий:
1 раз в неделю.

Ход работы:
1. Ритуал приветствия
2. Игры и упражнения
3. Ритуал прощания

Тематическое планирование

№ Занятия Задачи урока Содержание занятий
Занятие 1. – развитие точно и правильно называть предметы;
– развитие умения копировать образец;
– развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). Ритуал приветствия. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».
Основная часть:
Задание 1. «Назови предметы».
Задание 2. «Раскрась правильно».
Упражнение: « Четыре стихии».
Задание 3. «Развитие мелкой моторики».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 2. – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;
– развитие умения копировать образец;
– развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений;
– развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».
Основная часть:
Задание 1. «Домик».
Задание 2. «Разрезные картинки».
Упражнение «Кто летает?».
Задание 3. «Корректурная проба».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 3. – развитие переключаемости произвольного внимания;
– развитие продуктивности и устойчивости внимания;
– развитие объема внимания;
– развитие слуховых ощущений. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».
Упражнение мозговой
гимнастики.
Основная часть:
Задание 1. «Треугольники».
Задание 2. «Найди и вычеркни».
Упражнение: «Назови и проверь постукиванием».
Задание 3. «Кто точнее нарисует?».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 4. – развитие концентрации и устойчивости внимания;
– развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».
Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».
Основная часть:
Задание 1. «Выполни по образцу».
Игра «Маленький жук».
Задание 2. «Раскрась правильно».
Задание 3. «правый» и «левый».
Игра «Водители».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 5. – развитие произвольного внимания;
– развитие зрительных ощущений. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».
Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений».
Основная часть:
Задание 1. «Выполни команду».
Задание 2. «Какого цвета».
Задание 3. «Цветные полоски».
Задание 4. «Раскрась правильно».
Задание 5. «Соблюдай правило».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 6. – развитие фонетико-фонематического восприятия;
– развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце);
– развитие понятийного мышления. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».
Основная часть:
Задание 1. «Найди ошибку».
Задание 2. «Определи фигуру».
Задание 3. «Копирование точек».
Задание 4. «Геометрические фигуры».
Задание 5. «Конкретизация понятий».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 7. – развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого);
– развитие внимания. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».
Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».
Основная часть:
Задание 1. «Графический диктант».
Психогимнастика «Ручеек».
Задание 2. «Пять предметов».
Задание 3. «Ежи».
Упражнение: « Четыре стихии».
Задание 4. «Телеграфисты».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 8. – развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие;
– развитие восприятия;
– развитие умения стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы;
– развития понятийного мышления. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».
Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».
Основная часть:
Задание 1. «Сосчитай правильно».
Задание 2. «Продавец и покупатель».
Упражнение «Будь внимателен!».
Задание 3. «Смысловой ряд».
Задание 4. «2 слова».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 9. – развитие устойчивости внимания, зрительное восприятие;
– развитие слухового внимания;
– развитие переключения внимания;
– развитие логического мышления;
– развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».
Упражнение: « Четыре стихии».
Основная часть:
Задание 1. «Не пропусти слог».
Задание 2. «Телеграфисты».
Задание 3. «Не пропусти растение».
Задание 4. «Продолжи узор».
Задание 5. «Поиск закономерностей».
Игра «Маленький жук».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 10. – развитие моторно-слуховой памяти;
– определить уровень развития свойств внимания;
– определить степень волевых усилий;
– определить наличие саморегуляции и самоконтроля. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».
Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик».
Основная часть:
Задание 1. «Запомни свою позу».
Задание 2. «Лабиринт».
Упражнение «Пусть всегда будет…».
Задание 3. «Найди одинаковые».
Задание 4. «Запомни сочетание фигур».
Упражнение на дыхание «Моем стекла».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 11. – развитие таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение; Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!».
Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги».
Основная часть:
Задание 1. «Сделай так же».
Задание 2. «Сосчитай».
Упражнение «Пальчиковая гимнастика».
Задание 3. «Графический диктант».
Задание 4. «Выполни команду».
Упражнение на дыхание «Листочек падает».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 12. – развитие произвольного внимания;
– развитие слуховой памяти;
– развитие наглядно-образного мышления. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!».
«Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности).
Основная часть:
Задание 1. «Повтори за мной».
Задание 2. «Подсчитай правильно».
Задание 3. «Повтори цифры».
Разминка «Покажи чувства руками».
Задание 4. «Найди путь.
Задание 5. «Не пропусти цифру».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 13. – развитие произвольного внимания;
– развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;
– развитие переключения и распределения внимания;
– развитие зрительно-двигательных координаций. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!».
Упражнение мозговой гимнастики «Сова».
Основная часть:
Задание 1. «Съедобное – несъедобное».
Задание 2. «Корректурная проба».
Задание 3. «Что получилось?».
Задание 4. «Запомни и найди».
Задание 5. «Штриховка».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 14. – развитие зрительных ощущений и образного мышления;
– развитие умения анализировать и сравнивать образец;
– развитие понятийного мышления;
– развитие произвольного внимания. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!».
Упражнение мозговой гимнастики «Сова».
Основная часть:
Задание 1. «Цветная сказка».
Задание 2. «Найди одинаковые».
Задание 3. «Подбери картинки.
Упражнение «Красавица и чудовище».
Задание 4. «Стук – стук».
Задание 5. «Знакомая буква».
Упражнение: «Цветок настроения».
Итоги занятия. Ритуал прощания.

Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.
2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).
3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.
6. Шевердина Н.А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
7. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.

Просмотров: 3412