Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка_10

Категория: Uncategorised Опубликовано: 27.01.2017 Автор: Super User
Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Скачать программу >>

МКС(К)ОУ «Ижморская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

                               

Согласованно:                                                                 Утверждаю:

Зам. директора по ВР                                                     директор школы:

И. Ф. Хусаинова                                                              ____Л. Б. Писаренко

«   »________2014 г.

Программа внеурочной деятельности

«Этика: азбука добра».

Направление – духовно – нравственное

                           

Срок реализации     4 года   .

Возраст обучающихся:   7– 13 лет 

Разработчик программы:

Папина Ксения Дмитриевна

воспитатель

Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………. 3
  2. Содержание программы «Этика: азбука добра» 1 класс. ………… 7
  3. Тематическое планирование. 1 класс ………………………………. 9
  4. Содержание программы «Этика: азбука добра» 2 класс. ………… 11
  5. Тематическое планирование. 2 класс ………………………………..14
  6. Содержание программы «Этика: азбука добра» 3 класс. ………….16
  7. Тематическое планирование. 3 класс ………………………………. 19
  8. Содержание программы «Этика: азбука добра» 4 класс..…………..20
  9. Тематическое планирование. 4 класс…………………………………24
  10. Список литературы …………………………………………………….26
  11. Приложение …………………………………………………………… 27

Пояснительная записка

Этика есть философия доброй воли,

а не только доброго действия.

Кант И.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Основной  целью курса является формирование у детей  нравственных ориентиров  при построении деятельности,  общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

 Задачи:

- способствовать формированию навыков поведения в обществе,

- способствовать воспитанию чувства коллективизма,

- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;

- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного       произведения       позволит      педагогу       использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения,  качеств  личности,  нравственного  выбора.  Норма как  стимул нравственного      поведения      и      опора      торможения      нежелательных (безнравственных) действий.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если  элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны с взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно  на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

  1. Этикет
  2. Этические нормы отношений с окружающими
  3. Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

                                           Формы и виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • походы в театр;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.

Место проведения занятий:

  • Школа - интернат
  • Районный дом культуры
  • «Дом детского творчества»
  • Музей

Планируемые результаты освоения воспитанниками

программы внеурочной деятельности.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – воспитанники должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов -  получение детьми опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия воспитанников с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия   воспитанников  в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»

Программа адресована учащимся 1- 4  классов .

Рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34часа в год во 2-4 классах.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

 

Просмотров: 3350