Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка_20

Категория: Uncategorised Опубликовано: 27.01.2017 Автор: Super User
Что такое Конституция?

МКС(К)ОУ «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  VIII вида»

Что такое Конституция?

конспект урока

Цель урока:  

  • Формировать знания о том, что Конституция основной закон государства, который надо соблюдать.
  • Дать разъяснение понятия «Конституция».
  •  Познакомить с содержанием законов, и рассказать о том, что конституция защищает права взрослых и детей.
  • Развивать познавательный интерес  к происходящим событиям в стране.

Задачи урока:

  • Ознакомить учащихся с основными положениями Конституции РФ. 
  • Развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;

продолжить формирование навыков работы в группе;

  • продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2.  Изучение нового материала

Сегодня в России праздник. Я думаю, многие знают, о каком празднике идет речь.

(День Конституции.) 

-Да, Россия отмечает День Конституции.

И наш разговор сегодня пойдет о Конституции.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?

      Задание 1: в течение одной минуты в рисунке изобразите ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока.   Кто и что нарисовал?

 Что такое Конституция?

(Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция»,   определения записываются на лист)

А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

    Задание 2: А теперь познакомимся с нашей Конституцией.

Откройте Конституцию и ответьте на вопросы:

Из скольких разделов состоит Конституция?

Какое количество глав в I разделе?

Сколько статей в Конституции?

(Устные ответы учащихся.)

В первой главе Конституции РФ дается характеристика нашего государства.

Откройте Главу 1. Пользуясь ст. 1, 7, 14, заполните схему «Российское государство»   (демократическое, федеративное, правовое, республика, социальное, светское)

Все ли слова вам понятны?

 “Федерация” в переводе с латинского означает “договор, союз”.

Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Слово “президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности.

В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.

Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом.

С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос.  Мы говорили о правах и обязанностях Президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

    3.Игра

(Для знакомства с правами и обязанностями проводится игра «Неизвестная страна»)

 «Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваши группы жители этой новой страны.

Обсудив друг с другом составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.

(Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы).

Ребята , каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?

А  какие обязанности записаны в Конституции?

(Ответы учащихся Приложение 1)

Какой выводы можно сделать : права и обязанности человека составляют его правовой статус.

  1.  

Все дети встают вкруг в центре класса. На столах ставлю  обозначение прав

 - личные

- политические

- социально-экономические, культурные

Зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, за какой стол им сесть. Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор. (Приложение 2)

    5. Итог урока

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ответы детей

- ст. 57 – платить налоги

- ст. 59 – защита Отечества

- ст. 58 – об охране природы и окружающей среды

- ст. 44 – забота об охране памятников культуры

- ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей

п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перечень прав для разминки:

(С)право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

(С)право на пособие по временной нетрудоспособности;

(С)право на пособие по безработице;

(Л)право на жизнь;

право на свободу мысли;

(С)право на труд и выбор профессии;

(Л)право на национальный язык;

(Л)тайна переписки;

(п)право на участие в митингах и собраниях;

(Л)право на отдых;

(Л)выбор места проживания;

право на образование;

(С)право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

(п)Право на проведение публичных мероприятий 

(п)Право на участие в управлении государством 

(п)Право обращаться в органы власти 

(Л)право иметь неприкосновенность жилища;

(Л)определять и указывать свою национальную принадлежность;

(Л)пользоваться родным языком;

(Л)свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;

Просмотров: 3225