МКС(К)ОУ«Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«Установка межкомнатных дверей. Врезка петель»
Урок трудового обучения (столярное дело) в 9 классе
Составитель: Веселин П.Ю.,
учитель профессионально-
трудового обучения
с. Ижморка-2
2012г
Автор-составитель: Веселин Павел Юрьевич, учитель профессионально- трудового обучения Ижморской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.
Урок трудового обучения (столярное дело) « Установка межкомнатных дверей. Врезка петель» проводится в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIIIвида, в разделе программы «Ремонтные работы по дому». Проводится в форме практической работы.
Методическая разработка урока предназначена для учителей профессионально - трудового обучения специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
________________________________________________________________________________________
Введение
Разработка урока столярного дела по теме «Установка межкомнатных дверей. Врезка петель» ориентирована на учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIIIвида.
Цель уроков столярного дела - формирование трудовых навыков, необходимых для дальнейшей социализации обучающихся.
Задача данного урока – актуализировать ранее полученные знания в новых условиях.
Урок является шестым в разделе «Ремонтные работы по дому». Проводится в форме практической работы. На уроке происходит ознакомление с врезкой навесных петель межкомнатных дверей, повторяются основные приемы нанесения разметки по шаблону, закрепляются способы подрезания и скалывания древесного материала. У обучающихся развивается внимание, мышление, речь. Во время практической работы формируются основные навыки выполнения производственных работ. Интерес детей во время урока поддерживается наглядностью, сменой видов деятельности.
Структура урока
Тип урока: Практическая работа
Тема: «Установка межкомнатных дверей. Врезка петель».
Класс: 9
Раздел: «Ремонтные работы по дому».
Количество часов: 1
Цель урока: Освоение приёмов и способов выполнения действий и операций, необходимых для выполнения производственных работ по установке межкомнатных дверей.
Задачи:
- Формировать умение планировать свой труд, выполнять работу согласно плану и технологической карте.
- Развивать потребность в необходимости осознать задание, найти оптимальное решение для его выполнения.
- Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств обучающихся.
Материально-техническое оборудование: Фотографии (1-4) «Межкомнатные двери. Врезка петель».
Билеты - лотерея со столярно-плотничными терминами.
Карточки-задания: Перечень и последовательность работ по установке межкомнатных дверей. Операционно-технологическая карта урока.
Карточка учёта результатов практической работы.
Комплекс упражнений для физминутки.
Инструменты и учебные принадлежности: карандаш, линейка, угольник, киянка, долото, отвёртка, шаблоны (по количеству обучающихся)
Оборудование: верстак (по количеству обучающихся)
Основные термины: фурнитура, врезка петель
Этап
урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность
обучающихся
|
1. Организация
класса на урок.
|
Приветствует обучающихся.
|
Строятся в
мастерской
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
|
Готовятся к уроку. |
2.Сообщение
темы и цели
урока.
|
Сообщает о значимости знания столярно-плотничного дела в социальной ориентации обучающихся.
- Столярно-плотничное дело среди других ремёсел было и остаётся востребованной профессией, так как дерево всегда верой и правдой служило и служит людям. Дерево, благодаря своим удивительным свойствам, является единственным и незаменимым строительным материалом, а люди, его обрабатывающие, всегда пользовались любовью и уважением народа. Столярное и плотничное ремесло, как правило, было семейной традицией и передавалось от отцов к сыновьям на протяжении нескольких поколений. И, кто знает, может кто-то из вас также является потомком представителей этой славной профессии.
-Сегодня на уроке мы постараемся освежить в памяти ранее полученные знания и применить их в новой среде. Тема урока: «Установка межкомнатных дверей. Врезка петель»
|
Слушают сообщение учителя.
Записывают
тему урока.
|
3.Повторение пройденного материала.
|
-На уроке, ребята, вам встретятся слова, значения которых вы должны хорошо знать и уметь использовать в своей речи. Проведём небольшую лотерею, которая поможет вам и присутствующим вспомнить значения некоторых терминов. Вытяните лотерейный билет, прочитайте вопрос и дайте на него ответ.
(Приложение №1)
(Объявляет результаты розыгрыша)
|
По очереди берут
билет-лотерею
и дают ответ на
вопрос.
|
4.Мотивация и актуализация знаний.
|
- Изучение данной темы мы будем осуществлять поэтапно с опорой на имеющиеся знания и начнём с определения перечня и последовательности работ, которые необходимо сделать для установки дверей. Для этого вам необходимо выполнить задания на карточках.
(Раздаёт карточки «Перечень и последовательность работ по установке межкомнатных дверей, проверяет выполнение работы)
(Приложение №2)
Подтверждает правильный ответ и демонстрирует фото «Врезка межкомнатных петель».
–Какие способы разметки можно применить при установке двери?
-Какой способ позволяет выполнить разметку более точно?
-А какой способ позволяет быстрее выполнить разметку?
-Где мы будем использовать чертёж, а где шаблон?
-Место врезки петель определяем по чертежу, а размеры врезки по шаблону.
-А теперь я буду показывать врезку петель, а вы смотрите и проговаривайте мои действия.
–Составим план работы «Операционно-технологическая карта».
(Приложение № 3)
|
Выполняют задания на карточках.
Сверяют свои ответы с ответом на фото. Рассматривают фото врезки петель.
Отвечают: -По чертежу и шаблону.
-По чертежу.
–По шаблону.
- Обсуждают способы выполнения разметки.
Смотрят и проговаривают действия учителя.
Восстанавливают последователь-ностьвыполнения операций при разметке и врезке петель.
|
|
|
6.Физкульт
минутка.
|
Показ и контроль выполнения учащимися комплекса физических упражнений общего воздействия. (приложение №4)
|
Выполняют комплекс физических упражнений общего воздействия. |
7.Практическая работа.
|
(Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием, даёт инструкции по выполнению практической работы)
-Для выполнения работы вы разделитесь на две группы: 1 группа определяет место крепления петель и выполняет разметку;
2 группа выдалбливает гнёзда и скалывает подрезной материал.
Затем вставляете петли вместе.
–Теперь возьмите инструменты и приступайте к выполнению работы. (Контролирует и корректирует деятельность обучающихся, фиксирует данные контроля в листке учёта) (Приложение №5)
|
Слушают инструктаж по выполнению практической работы.
Выполняют практическую работу.
По завершению работы убирают рабочее место.
|
8. Подведение итогов урока.
|
(Сообщает о достижении цели и задач урока, объективно оценивает работу обучающихся на основании данных карточки учёта)
|
Слушают учителя, выставляют отметки в дневник.
|
Список литературы
1. Мельников И.В. Столяр – плотник [Текст]: Учебное пособие для учащихся профтехучилищ/ Мельников И.В., Прохорова Е.Б. - Р - на – Д: «Феникс», 2007. -125с
2. Методические приемы для работы на уроке. Копилка идей. // Педагогическая мастерская. Все для учителя! Пилотный выпуск. – 2011. – С. 11 – 15.
3. Немов, Р.С. Психология. [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений./ Р.С. Немов .//В 3 кн. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн.1.- С.165-190
4. Рыженко В. И. Современные плотничные работы [Текст]: Учебно-методическое пособие./ Рыженко В. И., Теличко А.А. М. : «Оникс», 2006. – 210 с.
5. Самойлов В.С.Плотничные и столярные работы [Текст]: Учебно-методическое пособие./ Самойлов В.С., Карауш В.М. М.:ООО «Аделант», 2008. - 450 с.
|